lifestroi (lifestroi) wrote,
lifestroi
lifestroi

Мировая архитектура: "дефективный" символ Италии

В Тоскане, итальянской провинции, находится достопримечательность, увидеть которую из года в год приезжают сотни тысяч туристов. Это как раз тот случай, когда внимание привлекает не красота, не идеальные пропорции, а изъян. Речь, как вы, должно быть, уже догадались, сейчас пойдет о Пизанской башне - той самой, которая опасно накренилась и вот уже несколько сотен лет угрожает завалиться на бок, но все-таки мужественно держится в некотором подобии вертикального положения.




Если бы Пизанская башня была «прямостоящей», как и все другие конструкции такого типа, - она вряд ли бы заинтересовала кого-то кроме искусствоведов, ведь даже в архитектурном плане она не представляет собой ничего выдающегося. Примечательной ее сделал дефект, конструктивный изъян, за который в наше время проектировщика бы подвергли остракизму.

Для тех, кто никогда не встречался с Пизанской башней «лицом к лицу», она представляется неким самостоятельным, независимым строением, находящимся где-то в округе города.



На самом деле, «падающая башня» входит в архитектурный ансамбль под названием Пьяцца Мираколи, или «Площадь чудес»: на его территории расположены собор Санта-Мария Ассунта, баптистерий и даже кладбище Кампо-Санто. А Пизанская башня является примыкающей к собору колокольней.



«Падающая башня» имеет разную высоту: на самой высокой ее стороне она равна 56,7 метра, на низкой - 55,86 метра. Диаметр основания колокольни составляет 15,54 метров, а вес здания превышает четырнадцать тонн. Толщина стен Пизанской башни постепенно уменьшается снизу вверх: если около основания толщина стены составляет почти пять метров, то на вершине здания она уже равна двум с половиной метрам. Подняться к звоннице можно по винтовой лестнице, на которой ни больше ни меньше - 294 ступени.



По форме колокольня собора напоминает цилиндр и состоит из восьми ярусов. Первый из них - это аркатура, ложные арки, расположенные на фасаде строения. Шесть следующих ярусов обвивают витиеватых аркады, внешним видом напоминающие о характерных чертах византийского и мусульманского архитектурного искусства. Кстати, некоторые историки полагают, что «падающая башня» была построена в качестве, так сказать, «христианского минарета», с которого призывали верующих на молитву.
Фасад колокольни украшен светлым мрамором; вход в башню сторожат изображенные на барельефах фантастические животные.





Над входом когда-то располагалась скульптура Андреа Гварди под названием «Мадонна с младенцем», но сейчас ее место пустует, а сама Мадонна находится в Опера-дель-Дуомо.





Вся история Пизанской башни - это сплошное недоразумение. Первый камень в ансамбль Пьяцца Мираколо был заложен в 1174 году, но впоследствии оказалось, что пизанское летоисчисление ровно на год опережает мировой календарь. Ее автор остался неизвестным (что вполне объяснимо, учитывая, какое «дефективное» творение он создал), работы по возведению колокольни прерывались дважды на весьма большой срок и продлились в общей сложности почти двести лет, и башня начала крениться еще задолго до завершения строительных работ.



Наклон башни - это не архитектурная «фишка», а ошибка в проекте строения. Трехметровый фундамент был слишком мал для такого строения, и к тому же он был помещен на мягкий грунт. Это как раз тот случай, когда «скупой платит дважды» - экономия на фундаменте всегда выходит боком. И уже на этапе строительства третьего этажа колокольня накренилась на 4 см. Говорят, что незадачливого архитектора тогда с позором выгнали из города, а строительные работы приостановили.

Через двадцать лет власти решили достроить здание; проседающий грунт был укреплен, и последующее столетие Пизанскую башню то принимались спешно достраивать, то временно «замораживали» строительство. В XIII веке колокольня отклонилась уже на полметра, и в конце столетия два архитектора, Пизане и ди Симоне, предложили следующее решение: выровнять ярусы строения по вертикали так, чтобы каждый следующий этаж от наклонной уходил на 10 см. Увы, проблему это не решило, и после их потуг башня не только не перестала падать, но еще и приобрела кривизну.

До логического завершения строительство Пизанской башни довел Томмазо Пизано: чтобы минимизировать крен и придать конструкции равновесие, он построил на ее вершине звонницу. Падать колокольня не перестала, но зато ее звонница на фоне кривой башни выглядит поразительно вертикальной.



В 2010 году была проведена реставрация Пизанской башни, в результате которой был сокращен наклон строения, а сама колокольня осела. Ученые утверждают, что без постоянного человеческого вмешательства и работ по реконструкции здание протянет недолго - всего сорок-пятьдесят лет.

На самом деле, таких «падающих башен» в Италии множество, и остальные ничуть не уступают Пизанской ни по своему крену, ни по возрасту. Но именно Пизанская башня стала официальным символом Италии, и ее копии есть в городах во многих уголках планеты. Чем же она обязана своей популярности? Возможно, романтическому флеру, легендам, с которыми связана ее история. Здесь есть любовь, предательство, надежды и мечты, и даже наука: с Пизанской башней связано имя Галилео Галилея, который проводил здесь свои опыты. Так что, будучи в Италии, обязательно загляните в Пизу, - и тогда вы сможете в старости, держа на коленях многочисленных внуков, рассказывать им о том, как бесстрашно стояли когда-то на самой вершине башни, которая кот-вот рухнет.

Также читайте еще много интересного в блоге по тегам "архитектурные путешествия" и "мировая архитектура".

Подписаться в три клика на обновления моего блога в жж - невероятно просто, но зато читать каждый день невероятно приятно!

Также можно подписаться в твиттере и в вк.


Tags: Италия, Пизанская башня, архитектурные путешествия, мировая архитектура
Subscribe

Posts from This Journal “мировая архитектура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments